среда, 30 июня 2010 г.

Только ты не шевелись, а то я считать не смогу!

Мне кажется, что я смог бы вести отдельный блог посвященный только одной теме – статистике бахаи. Эта тема в общине бахаи является настолько благодатной, что ее с лихвой хватило бы на несколько блогов. Вот сегодняшний пример. Ко мне обратились из одного института Веры с вопросом, сколько человек участвовало в изучении Послания к Ризвану. Я, конечно, ответил. Но про себя подумал, зачем им эти цифры? Что они будут с ними делать? Что вообще можно сделать с этими цифрами?! Какая разница, участвовало в углублении пять человек или пять тысяч? Знание точной цифры – что это даст на практике?

Феномен почти тотальной увлеченности сбором статистики в общине бахаи можно попытаться объяснить с психологической точки зрения (математика и, собственно, статистика, мне кажется, бессильны это сделать). По ассоциации мне вспомнился мультик из далекого детства, который замечательно иллюстрирует, что я хочу сказать. И то, что, по моему мнению, сейчас происходит в коллективном бессознательном общины. «Козлёнок, который считал до десяти» бегал по лесу и считал всех подряд. А зверям это почему-то сильно не нравилось. Рефреном через весь мультфильм идет фраза, произносимая с удивленно-обреченной интонацией «Теперь он и тебя сосчитал!» Ну не понимали звери, зачем козленку нужно проделывать с ними такую странную, бесполезную и бессмысленную процедуру, как счёт! Осознание  к ним приходит через серьезный кризис. Звери попадают на паром, который рассчитан только на 10 животных. И создается ситуация, когда звери не знают, утонут они или нет, потому что никто кроме козленка не может выяснить, сколько животных на борту. Козленок всех считает, их оказывается ровно десять, все облегченно вздыхают, паром не тонет. А козленок даже устраивается на него работать контролером, считать, сколько садится пассажиров.

Сейчас община находится на стадии, когда на вопрос «Хочешь, я и тебя сосчитаю?» обычно отвечают «Ну, если это не больно, то сосчитай». А статисты (не опечатка!) считают по принципу «Только ты не шевелись, а то я считать не смогу». И большинство людей в общине отчаялись понять, а зачем и кому этот счёт нужен? Можно предположить, что если бахаи окажутся обладающими не большим уровнем терпения, чем тупые жвачные из мультика, то можно ожидать кризиса, когда им надоест, что их считают ради процесса, но никто не может объяснить, зачем этот процесс нужен и какая от него практическая польза. Они погонят козленка и, после преодоления кризиса, когда всем станет очевидно, что (Тут либо, либо. Психология не дает ответ на вопрос, что истина, а только объясняет процесс) либо эта статистика действительно может оказаться полезной при правильной организации учета, либо она совершенно бесполезна и только раздражает своим бессмысленным существованием.

Это поверхностное объяснение. Если же копнуть глубже… Статистика, вернее то внимание, которое ей уделяется в общине бахаи, играет важную роль в конструировании общинной реальности. На примере этого же мультика – ведь совершенно не важно, посчитал бы козленок зверей на пароме или не посчитал. Паром от потопления спасла не математика и не магические действия козленка (счёт), а случайность, что зверей оказалось не больше десяти. Но математика в данном случае позволила зверям вздохнуть спокойно. И ничего кроме успокоения, причем полученного благодаря случайному стечению обстоятельств, подсчет не дал. Рискну предположить, что нечто подобное происходит и в общине бахаи. При большинстве подсчетов неважно, какие цифры получаются. Сам процесс подсчета создает ощущение, что реальность описана, учтена, а, следовательно, контролируема. Но навряд ли кто-нибудь знает, какое число должно быть правильным. Еще меньше можно сказать о том, что делать с полученными цифрами, какие они ни были бы! И это при допущении, что подсчитано верно. А мы из мультика помним, что важное условие при подсчете – не шевелиться, иначе счет будет неправильным!

Ниже можете посмотреть сам мультик. Является обязательным для просмотра всеми статистами. Все остальные, будьте бдительны! Нас считают. :)



5 комментариев:

  1. Для чего пилот собирает статистику о состоянии самолета, наблюдая за кучей всевозможных приборов?
    Для чего доктор собирает статистику о пациенте измеряя температуру, давление и тому подобное?

    Недавно ко врачу ходил. ОН говорит: "Покажите язык". Я послушно показываю. Хотя вообще наверное ситуация довольно комичная. Посмешней чем в мультике про козленка. Один другому язык показал... да еще и деньги за это заплатил...

    Почему-то сбор данных вызывает недоумение у некоторых.
    Для меня польза от статистики более чем очевидна. Она необходима для оценки ситуации и принятия адекватных решений.

    Если Ты интересовался шахматами, то наверняка знаешь, про первого чемпиона мира - Стейнца. В чем был его метод. До Стейнца, грубо говоря, существовали универсальные рецепты: пешечная игра Фелидора, или комбинационная игра в эпоху романтизма. Т.е. существовали сторонники неких универсальных стратегий, которые применялись в любой партии. Стейнц же понял - ход должен быть адекватным той ситуации, которая сложилась на доске, и стратегия, работающая в одной позиции, может быть губительной в другой.
    Так вот. Чтобы сделать ход, адекватный ситуации, надо эту ситуацию сперва оценить. Для этого и нужен сбор данных.

    ОтветитьУдалить
  2. Дима, согласен с твоими рассуждениями. Только это теория. Рискну утверждать, что на практике в общине ничего подобного не происходит, а собирается (причем криво) статистика ради статистики. Не хочу сейчас развозить дискуссию, привлекая дополнительные примеры. Если оставаться в рамках этого поста: то зачем оценивать, сколько человек участвовало в изучении Послания к Ризвану? Зачем собирать эти данные? В чем польза этого? И какие адекватные решения можно принять на основе этих данных?

    ОтветитьУдалить
  3. Не могу сазать, как используется статистика именно в этом случае, но могу сказать как она используется например в тех сетях с которыми знаком я: Росгосстрах и Сбербанк.
    Отдельно взятый город (общину)анализировать нечего. Берется вся сеть и смотришь:
    среднюю температуру по больницце
    отклонения региональные в обе стороны (как в плюс так и в минус)
    динамику как в процентах так и в штуках

    Соотносишь все это с макрообстановкой, с коньюнктурой, выявляешь тренд, отрабатываешь гипотезы причин трендов. И потом крутишь ручки на пульте управления. И смотришь что выходит))) и потом все снова)))

    Подозреваю, что эту статистику анализируют в подобном ключе в том числе и на уровне Хайфы


    А Послание к Ризвану - очень важный документ. Для ВДС это важнейший инструмент управления делами. И когда Всемирный Центр смотрит на динамику и соотносит ее со данными по изучению Послания, то делает выводы.

    Если я приезжаю смотреть как в полях проект внедряется, я у людей на земле что первым делом справшиваю - читали ли методички по проекту, и если читали, то расскажите о чем там речь. И если там дела идут неважно, и сотрудники не знают методик, то причина провала для меня очевидна - безобразным образом построены коммуникации, т.е. до них не доходит информация о том чего мы от них хотим.
    Как-то так.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, то, что коммуникация построена безобразно, я уже писал неоднократно:
    http://bahainmoscow.blogspot.com/2010/06/blog-post_19.html
    http://bahainmoscow.blogspot.com/2010/06/blog-post_08.html и http://bahainmoscow.blogspot.com/2010/05/blog-post_15.html
    Только вот еще надо доказать, что существует прямая связь между изучением методички и успешностью проекта. Даже если все бахаи будут сразу разучивать наизусть все послания ВДС, вовсе необязательно, что все написанное будет выполняться. Ведь знать мало, надо еще и понимать, и самое главное -- делать.

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно знание методики не достаточно.
    Как для полноценного дома недостаточно одного только фундамента, или одних только стен или одной крыши. Должно быть все вместе.
    Поэтому и собирается самая различная статистика и про изучение методик и про ОВД и про приток/отток людей, и всякое еще.

    Вообще любой проект грубо говоря начинается с того, что в центре создается методика, которая внедряется на местах. И если методику на местах не изучили, то проект, извините, провалился не начавшись.

    Знать мало, но чтоб понимать и делать надо для начала знать. А то элементарно нечего будет понимать, не говоря уже про делать.

    Если методичку не изучали, то ничего доказывть не надо. Проект не то что не успешный. Проект просто не внедрялся. Даже внедряться не начинал. По-моему это очевидные вещи.

    Между прочим некоторые бахаи разучивают наизусть Послания ВДС. И думаю, что тот факт, что эти бахаи заняты в ОВД - не совпадение.

    ОтветитьУдалить