понедельник, 28 июня 2010 г.

Свободное искусство – единство в разнообразии

На моем любимом диссидентском бахаи-блоге появилась статья некой Сони под называнием Freedom for Art is Unity in Diversity (Свободное искусство – единство в разнообразии).

Во мне статья нашла живой отклик, как в отношении новизны некоторых взглядов, так и в отношении происходящего в общине бахаи. Дальше некоторые цитаты из статьи, иногда снабженные моими комментариями.

Некоторые бахаи утверждают, что время для искусства бахаи еще не наступило, на что я думаю: «Вот, мы сейчас будем сидеть и ждать, и по волшебству, на пустом месте возникнет так называемое искусство бахаи?»
(Other Baha’is have stated that the time for Baha’i art has not started yet, and I think to myself, ‘oh so we sit around and wait, and like magic, something called Baha’i art will appear out of nothing?’)

Я лично слышал, как представители достаточно высоких институтов в общине бахаи говорили (подчеркиваю, они говорили в качестве представителей этих институтов), что такое-то явление слишком рано для общины. Этому сейчас не время. Надо подождать, когда наступит подходящий момент. Может быть, лет через триста… (!)

… ибо в сем новом веке приобретение знаний в науках, искусствах и литературе, божественных ли, земных ли, материальных либо духовных, есть дело, угодное Господу, и долг, предписанный нам для непременного исполнения. … (выделено мной) Абдул-Баха
In this new century the attainment of science, arts and belles lettres, whether divine or worldly, material or spiritual, is a matter which is acceptable before God and a duty which is incumbent upon us all to accomplish…(my own emphasis added – Abdu’l-Baha, Tablets of Abdu’l-Baha v2, p. 448)

Когда я задумываюсь о том, что написано про искусство и творчество, мне кажется, что искусство бахаи не должно быть единообразным, но разннобразным, разным, свободным в выражении.
When I look at what is written about the arts and creativity, it seems to me that Baha’i art is not about having the same material form, but about diversity, about difference and freedom of expression.
Многие художники, как и я, работают вне контекста бахаи, частично из-за того, что имеется поле для работы вне общины бахаи, и в этом нет ничего плохого, а частично из-за того, что для искусства нет места в общине бахаи.
Many artists do as I do, operate outside of Baha’i contexts, partly because there is space outside of the Baha’i community to develop, and there’s nothing wrong with this, and partly because there’s no space for art in the Baha’i community.
Оно не подвергается цензуре (не в моем случае, по крайне мере), но и не приветствуется.
It is not censored (at least in my case), but it is not made welcome.
Про цензуру, я, наверное, отдельный пост когда-нибудь напишу. А вот про «не приветствуется» требует разъяснений. В своей статье Соня (кто сама, судя по всему, серьезный художник) берет высоко и говорит об общем отношении к так называемому профессиональному искусству. Причем, очевидно, не мейнстриму. А в отношении любителей, народного искусства, чуть ли не в каждом послании к Ризвану призывается поощрять проявление искусства в жизни общины бахаи. Поэтому, очевидно, разговор идет об искусстве разного уровня.

Метафора Рушди (Rushdie) [имеется в виду: Свобода лежит в основе жизни и сама суть творчества] заставила меня задуматься о том, как часто бахаи выговаривают мне (в основном онлайн) за то, что, по их мнению является нытьем, а по моему мнению – критикой. С их точки зрения я порчу их чистый воздух (когда все довольны), когда же для меня их воздух кажется затхлым, потому что моя критика рассматривается как недопустимая из уст бахаи. Обещаю, я буду меньше жаловаться, если будет больше диалога :-) А если говорить серьезно, у людей бывают разные мнения и если допускать, что все искренни, то тогда с разницей во мнениях можно работать. А если кто-нибудь начинает писать что-то вроде «Ну, ты можешь уйти», иными словами это означает, что моя точка зрения неуместна, а его уместна.
Rushdie’s metaphor got me thinking about how often Baha’is tell me off (usually online) for expressing what in their view is whining, when in my view it is critique. From their perspective I’m polluting their clean air (of no dissent) while for me the air is stuffy because my critique is seen as not being acceptable for a Baha’i to make. I promise, I really would complain less if there was more dialogue. :-) Seriously though, when individuals have differences of opinion and it is assumed that each party is sincere, then the differing opinions can be worked on. If one or another writes something like “well you can leave”, what that person is really saying is, your viewpoint does not belong here and mine does.
Искра истины сверкнет лишь при столкновении разнящихся мнений. (Абдул-Баха)
The shining spark of truth cometh forth only after the clash of differing opinions. (Abdu’l-Baha, Selections from the Writings of Abdu’l-Baha, p. 87)
Одно из очень сильных впечатлений, когда я впервые попал в московскую общину бахаи, было
 – нытье и критика некоторых ее членов. Я тогда сам себе сказал, что ни за что не хочу походить на таких людей. И я до сих пор очень стараюсь, чтобы это не случилось со мной. (Дорогие посетители этого блога, возвращайте меня иногда к этим строчкам!) И примерно тогда же я подумал, что эти люди так себя ведут не потому что они плохие или желают кому-то испортить настроение, а потому что они всем сердцем болеют и переживают за общину. Просто либо для их желания что-то изменить к лучшему не нашлось места в общине, либо они не смогли его найти. Так ли уж они виноваты в этом?
Свобода выражения также подразумевает свободу выносить суждение о работе и учиться на ней или на ее ошибках или искажениях. Если в сообществе нет свободы, оно лишено механизмов для создания разнообразия.
Having the freedom to express also means having the freedom to judge the work, and learn from it or its mistakes or misrepresentations. If a community doesn’t have freedom, it doesn’t have the mechanisms for diversity.
Как можно узнать, есть ли в сообществе свобода: нужно посмотреть на разнообразие форм искусства в нем. В отношении общины бахаи может быть два ответа на это. Множество бахаи будут заниматься высоко креативным искусством, а бахаи являются частью мира. Второе: если бахаи хотят чтобы развивалось свободное искусство, им необходимо создать благоприятную для этого среду. Начать можно было бы с устранения «просматривания», чтобы не существовало «правильной» или «неправильной» свободы выражения.
How do we know if a community has freedom: we look at the diversity of its artforms. There are two responses to this in relation to the Baha’i community. Lots of Baha’is are doing diverse highly creative work and Baha’is are part of the world. Second: if Baha’i communities wish to take advantage of this air of liberty, they have to create a opportunities for it. A starting point would be to remove ‘review’, so there’s no idea of ‘right’ and ‘wrong’ ways of expression.
Вот что я имею в виду под созданием благоприятной среды. Если художники знают, что их работы приветствуются – неважно насколько они материалистичны или проблематичны, они начнут выдавать произведения в отношении общины бахаи. А когда это произойдет, у нас появится разнообразие, необходимое для развития диалога. А на данный момент, художники, кто являются бахаи, такие как я, естественно делают работы, черпая вдохновение из писаний и учения бахаи, но пока отсутствует искусство и обсуждение в отношении общины бахаи.
This is what I mean by creating opportunities. If artists know that their art is welcome -however materialistic or issue-based- then they will start making an artwork in relation to the Baha’i community and when they do, we’ll have the diversity needed for discourse to develop. As it stands at the moment, artists who are Baha’is such as myself, certainly make art inspired by the Baha’i writings and teachings, but what is missing is art and art discourse in relation to the Baha’i community.

Комментариев нет:

Отправить комментарий